Четверг, 19.10.2017, 12:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Скоро экзамены!

Каждому, кто хоть раз сдавал экзамены, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и физических сил, проверка личности. Экзамен – наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само не приходит. Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остается хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что. Поэтому для начала давайте уточним, каково ваше эмоциональное состояние и отношение к этому важному периоду жизни.

Упражнение «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»
Попытайтесь закончить предложения:
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда не могу собраться с мыслями…
- Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах…
- Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации…
- Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам…
- Я хотел бы узнать, как во время экзаменов…
I. П О Д Г О Т О В К А.
 1. Психологическая подготовка:
* Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели.
* Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.
* Постараться сначала запомнить то, что дается легко, а потом переходить к изучению трудного материала.
* В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
2. Режим дня:
* Раздели день на три части: учебный труд – 8 часов, отдых – 8 часов, сон – не менее 8 часов.
* Организуй свое рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы.
3. Питание:
Трех-четырехразовое, калорийное, богатое витаминами. Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам. Улучшат память морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока. Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном переутомлении, психической усталости, разжижает кровь, улучшает снабжение мозга кислородом). Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина (2 чайные ложки измельченных семян на чашку). Успешно грызть «гранит науки» позволяют капуста (снижает активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С). Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие необходимое мозгу вещество – серотонин.
4. Поддержка работоспособности:
Чередовать умственный и физический труд. Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание Минимум телепередач и работы за компьютером. Стимулировать познавательные способности помогает следующее упражнение: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем. Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и выдохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важно, чтобы при вдохе звук «пелся» поступательно вверх (представьте, что вместе с воздухом вы вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе – поступательно вниз (при этом из вас вытекает ощущение усталости, утомления, скуки).
5. Усвоение информации с учетом личного ведущего уровня восприятия:
а) При хорошей зрительной памяти:
* Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста, фиксируйте их на маленьких листочках или карточках.
* Письменно составляйте план конспекта.
* Используйте сокращенную запись материала. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы. Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разным цветом) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.
б) При хорошей слуховой памяти:
* Читайте запоминаемый текст вслух.
* Начитайте содержание вопроса на аудиокассету, а затем периодически прослушивайте. При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова четко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста.
* Попробуйте зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.
* Изучив содержание вопроса, перескажите его.
* Помните: количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
в) При ярко выраженной памяти на движения и ощущения:
* Не пытайтесь учить все наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика ли плаката.
* Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать ее.
* Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, искать нестандартные решения поставленных задач.
II. Э К З А М Е Н.
1. Поведение во время экзамена:
Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями. Будьте одеты и причесаны соответственно случаю. Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что все получится. Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы уверены. Продумайте план ответа и запишите его (правила, примеры, отдельные положения, аргументы). Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем. Обязательно оставьте время на проверку своей работы.
2. Поведение во время ответа:
Пользуйтесь листом самоподготовки. Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих сомнений. Если экзаменатор – человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете вызвать у него неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать самостоятельно. Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
3. Если экзамен сдан успешно:
Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес. Попытайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то, что…» (продолжите фразу по своему усмотрению). Побалуйте себя сюрпризом.
4. Если вы «завалили» экзамен:
* Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло и в чем твоя ошибка.
* Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определенный опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться – и я смогу!»
* Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой!
     Хочется надеяться, что эти советы настроят вас на «позитивную волну» и помогут благополучно преодолеть «рифы» экзаменационного периода. И тем не менее не забывайте о том, что экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению очередной жизненной задачи.
А жизнь – это вечный экзамен,
Да жаль, расписания нет.
И в жизни мы часто тянем
Невыученный билет.
И вспоминаем старательно,
Задумчиво в пол глядим,
Но некому подсказать нам:
Мы с жизнью – один на один.
И здесь не спасут заклинания
И чей-то добрый совет… 
В жизни мы часто тянем
Невыученный билет…
Категория: Мои статьи | Добавил: Искра (04.01.2016)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]